$ .....................
.....................
поделиться
28.02.2017 в 10:03

Центральный банк регулирует финансовый рынок с помощью саморегулирования

Власти России в лице ЦБ РФ и Минфина РФ продолжили свои попытки системно переструктурировать финансовую отрасль с цель сделать ее более управляемой, подконтрольной и прозрачной.

В качестве одного из инструментов было выбрано саморегулирование, внедрение которого в некоторых сегментах, прежде всего, в банковском пока вызывает больше вопросов, чем дает ответов.

Саморегулированию на финансовом рынке России уже давно идет второй десяток лет, а если считать появление первых некоммерческих партнерств участников ценных бумаг  -- то и третий. В настоящее время существуют объединения пенсионных фондов, депозитариев, брокеров и пр.

В прошлом году ЦБ и Минфин предприняли ряд действий, которые призваны завершить формирование общей конструкции саморегулирования в отрасли. Так, СРО аудиторов во исполнение требования законодательства о минимальной численности объединились в две саморегулируемые организации. В декабре было выдано первое свидетельство СРО на страховом рынке -- Всероссийскому союзу страховщиков, который уже вовсю обустраивает управленческую инфраструктуру для своей работы. Начали объединяться в СРО и страховые брокеры. Длань регулятора коснулась и потребителей финансовых услуг, в частности, рядовых граждан, доступ на рынок которых хотят упорядочить через внедрение паспортов квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. Паспорта, безусловно, снизят риск разорения для непрофессионалов. 

Начало 2017 года ознаменовалось новыми инициативами Центрального банка, которые развеяли последние сомнения в его стратегическом подходе: оставить на рынке большие сильные компании, которые должны регулировать себя сами, а сам ЦБ займется регулированием саморегуляторов – число которых также должно быть небольшим.

Почти закончив дела на фронтах ценных бумаг и страхования, ЦБ подступился к самому большому и сложному сегменту – коммерческим банкам, предварительно очистив их ряды от вызывающих сомнения финансово-кредитных институтов.

В феврале первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов на встрече с банкирами аккуратно заметил, что ведомство рассматривает возможность введения саморегулирования в отрасли. Формат саморегулирования -- обязательный или необязательный, количество СРО, основные принципы, их цели и задачи -- пока не обсуждались.

Большинство опрошенных деловыми изданиями участников рынка высказались дипломатично в том духе, что не видят большого потенциала в обсуждаемой идее. Если сравнивать банковскую отрасль, например, со строительством, самым ярким и масштабным примером реализации в России принципов саморегулирования, то эти два сегмента народного хозяйства различаются как небо и земля.

Если саморегулирование в строительстве пока что себя не оправдало, и оформить допуск СРО строителей или получить допуск СРО изыскателей можно через юридическую фирму с формальным выполнением требований, то госуправление финансово-кредитной сферой можно назвать даже избыточным. Банки, особенно в последние два года, и так находятся под столь пристальным надзором ЦБ, что возникает вопрос – в чем будет здесь разница между регулированием и саморегулированием? Например, согласится ли ЦБ отдать на уровень бизнеса решение каких-то серьезных вопросов? Совершенно очевидно, что некую выдачу допусков коммерческим структурам, которые хотят заняться банковской деятельностью, регулятор точно "вниз" не делегирует.

Возможно, ЦБ рассчитывает на то, что, будучи связанными коллективной ответственностью, банки будут пристальнее следить друг за другом, поскольку дырка в балансе одной организации и очередь расстроенных кредиторов к ее офису будет автоматически означать уменьшение компенсационного фонда и убытки соратников по СРО. Но в таком случае придется публично расписаться в том, что Агентство по страхованию вкладов имеет смысл ликвидировать за ненадобностью.

Обращает на себя внимание то, что пока что поддержку осторожно высказанной инициативы ЦБ выразили преимущественно представители банков с сильным государственным участием. Это можно объяснить тем, что банкиры, скорее всего, внимательно наблюдают за процессами в саморегулировании аудиторского бизнеса и потому могут с легкостью предсказать вектор мысли чиновников из ЦБ.

В ходе первой "спецоперации" по "настройке" аудиторов Министерство финансов урезало количество СРО аудиторов с пяти до двух. В настоящее время уже обсуждается вариант, при котором должна остаться и вовсе только одна организация -- крупная, управляемая и прозрачная.

ЦБ в свою очередь предложил законопроект, ужесточающих условия деятельности как компаний, так и работающих индивидуально профессионалов этого рынка. Так, по замыслу регулятора, аудиторы, которые в последние три года заверили недостоверную отчетность, должны быть отлучены от обслуживания структур, подконтрольных ЦБ, то есть, прежде всего, банков. Если замысел ЦБ осуществится, то количество финансовых аудиторов сократится в два раза; не исключено, что многие компании просто прекратят свою деятельность. В таком случае, единственная СРО возникнет автоматически.

Скорее всего, в банковской отрасли ЦБ, набрав солидный опыт в аудиторской и других сферах, сразу же изберет следующий путь: предложит создать одну СРО банков, членство в которой будет обязательным и тон в которой будут задавать госбанки.

Саморегулятор будет следить за развитием событий.

Дмитрий Николаев  



вернуться к списку новостей

Комментарии (0)

    Оставить комментарий

    лента новостей

    Подписаться на рассылку

    Будьте всегда в курсе новостей саморегулирования и связанных с ним областей бизнеса. Узнавайте главное первыми!

    Пришлите свою новость Отправить новость