$ .....................
.....................
поделиться
10.04.2017 в 14:14

Переход в региональное СРО спотыкается о законодательные просчеты

Введение принципа регионализации в систему саморегулирования в СРО строителей планомерно продвигается Министерством строительства и ЖКХ России и НОСТРОЙ и сдержанно комментируется указанными ведомствами как довольно успешное. Вместе с тем у внешних экспертов, в частности организации МСП «ОПОРА России», оно вызывает ряд существенных нареканий, которые в ближайшем будущем необходимо устранить для того, что не свести все выгоды принципа на нет.

Согласно аналитическому отчету, представленному ответственным секретарем Комитета по строительству ОПОРЫ Ольгой Копыловой, с теми или иными проблемами при переходе в саморегулируемые организации строителей по месту своей регистрации столкнулось около 60% компаний. Отчет, стоит отметить, был построен на результатах исследования, которое ОПОРА провела в 46 регионах страны, опросив более 500 респондентов. Выборка не то чтобы большая, но все же достаточная для того, чтобы обрисовать контуры общего положения вещей.

Итак, указанные 60% респондентов пока не могут завершить переход в «родной» регион из-за противодействия СРО строителей, в которых они состояли раньше. Как мы уже неоднократно писали, методы противодействия сводятся в основе своей к следующим:

  • саморегулируемая организация настаивает на добровольном уходе «мигранта» по, так сказать, «собственному желанию» без указания в заявлении на необходимость перевода его взноса в компенсационный фонд в новую СРО;
  • задерживает перечисление взноса в компенсационный фонд;
  • пытается исключить строительную компанию из своих рядов под надуманными или же реальными предлогами.

К слову, если мы говорим о третьем варианте, зачастую основания для исключения действительно имеются, в первую очередь, к ним относится несвоевременная уплата взносов.

Впрочем, правота СРО, которая выгнала строительную компанию или частного предпринимателя и тем самым оставила его без выплаты, никак не решает стратегическую проблему: внедрение принципа регионализации как минимум затягивается из-за многочисленных исков в судах. Очевидно, что суды и время все расставят на свои места, но отчетность НОСТРОЙ и Минстроя это подпортит. Каких-то способов выхода из ситуации, когда переходный период завершается, а «Германа все нет», не просматривается, и причина этому – непроработанность некоторых существенных деталей при принятии №372-ФЗ.

Среди таких упущений можно назвать отсутствие обязанности Ростехнадзора заниматься  проверкой недобросовестных СРО заявлению НОСТРОЙ. В настоящее время регулятор может  принять меры к саморегулируемой организации строителей, на которую поступила жалоба, но может и не принимать, то есть действовать по своему усмотрению. Впрочем, даже если бы замечание ОПОРЫ было устранено, и Ростехнадзор заставили бы оперативно реагировать, едва ли это сильно спасло бы ситуацию: сотрудники надзорного ведомства были бы завалены жалобами, как и суды. К тому же, зачастую и меры взыскательного характера не принесли бы результата: у многих СРО просто нет денег для выплаты покидающих их компаниям. 

Вместе с тем, и это также отмечено в обсуждаемом докладе, Ростехнадзор потребовал от СРО строителей восполнить компенсационные фонды до требуемого по закону уровня. По подсчетам организации получается, что 120 тысяч членов СРО внесли в компенсационные фонды 250 – 300 млрд рублей. Из них в настоящее время в наличии есть только половина, оставшаяся сумма была потеряна из-за прорех в системе регулирования банковской отрасли, недостатков ФЗ-372, отсутствия должного надзора со стороны Минстроя и в принципе несколько халатного отношения со стороны государства.

Разумеется, нельзя снимать вину и с самих членов СРО строителей, которые должным образом не контролировали деятельность руководства своих организаций, но в тоже время для такого контроля и был создан НОСТРОЙ. Теперь же получается, что строительным компаниям и индивидуальным предпринимателям требуется внести вклады в компфонды еще раз, в то время как недосмотревшие за процессом государственные органы и общественные объединения никакой ответственности ни перед кем почему-то не несут.

Каков размер дефицита? По данным НОСТРОЙ, сегодня на специальных счетах в уполномоченных банках лежит 50 млрд рублей, которые до 1 июля 2017 года увеличатся до 90 млрд. Таким образом, недостача находится в районе 10 млрд, если верить цифрам, озвученным НОСТРОЕМ в декабре 2016 года – разумеется, при условии, что 40 млрд все-таки найдутся, например, их удастся изъять из банков с отозванной лицензией.

Верится в это с трудом.    

Материал подготовлен компанией "СРО-Экспертиза"



вернуться к списку новостей

Комментарии (0)

    Оставить комментарий

    лента новостей

    Подписаться на рассылку

    Будьте всегда в курсе новостей саморегулирования и связанных с ним областей бизнеса. Узнавайте главное первыми!

    Пришлите свою новость Отправить новость