$ .....................
.....................
поделиться
03.01.2017 в 10:34

ТОП-3 событий в саморегулировании в 2016 году

Строительство и финансовые рынки стали главными источниками новостей в сфере российского саморегулирования в России в 2016 году. Государство твердой рукой ввело в этих отраслях новые правила игры, которые встретили со стороны бизнеса как поддержку, так и сопротивление, а иногда — смешанные чувства.

Строительство: вступление в силу №-372 ФЗ

Для того, чтобы получить допуск СРО строителей, в 2017 году надо будет постараться: последние законодательные новеллы заставят строительные саморегулируемые организации, СРО проектировщиков и СРО изыскателей внимательнее относиться к качеству действующих членов, а уж новых -- так и подавно.

Новая конструкция саморегулирования создала такие условия работы, при которых у СРО и чиновников появились реальные рычаги контроля за качеством услуг строительных компаний, а риск того, что компенсационный фонд все же придется распаковывать, серьезно возрос.

Усиление контроля связано, прежде всего, с требованием членства строительной компании в СРО, регион регистрации которой совпадает с регионом регистрации самой бизнес-структуры. Исключение сделано для компаний, у которых в их субъекте РФ нет ни одной СРО строителей, -- они могут стать членами и получить допуск на выполнение строительных работ в организации соседнего региона. 

Другая форма контроля -- более четкий и системный надзор за компенсационными фондами СРО строителей. Они теперь размещены или будут размещены в 12 крупных банках, авторизованных правительством РФ. Риски утраты компфонда в результате отзыва у кредитного учреждения лицензии или мошеннических действий руководства СРО отныне, можно сказать, сведены к нулю.

Разумеется, в каких-то аспектах государство вожжи как бы ослабило, отменив обязательность получения допуска СРО для субподрядчиков, -- но так кажется только на первый взгляд.  Как уверены эксперты, СРО генподрядчиков едва ли будет рада видеть в своих рядах членов, которые нанимают компании, у которых нет допусков СРО. Почему? Потом что в таком случае возрастает риск некачественной работы субподрядчиков, что в свою очередь несет потенциальные потери для проектов, которые  генподрядчик выиграл на конкурсной основе. И вот если эти потенциальные потери становятся реальными, то СРО генподрядчиков вынуждено распаковывать свой компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО). И платить за ущерб, которые вызван изначально нечленами СРО. Соответственно, субподрядчиков будут всячески стимулировать вступать в СРО строителей. Впрочем, это всего лишь предположение. Но вот то, что компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств защитить действительно сложнее, чем компфонд, призванный компенсировать ущерб, -- факт. И многие строительные СРО уже всячески думают над тем, какую стратегию профилактики применить, чтобы не допустить реализации рисков.

Страхование: создание СРО страховых компаний

Случилось то, к чему страховой рынок шел давно и что было неизбежно, но вместе с тем приближалось не спеша. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) получил от Центрального банка РФ статус саморегулируемой организации.

По №-223 ФЗ с поправками от 03.07.2016 страховые компании обязаны войти в состав СРО ВСС, формирование которой завершится в середине 2017 года.

Обращает на себя внимание, что размер максимального взноса  в компфонд относительно не велик -- 100.000 рублей. Впрочем, это неудивительно: страховщики умеют управлять рисками, как никто другой, поскольку в этом по сути и состоит их бизнес. Так что, скорее всего, тратить компфонд ВСС если и придется, то не часто.

Основная цель создания страховой СРО лежит в несколько иной плоскости. В профессиональном сообществе уже не первый год ведутся разговоры о необходимости очистки рынка от сомнительных компаний, которые расплодились в первую очередь в сфере ОСАГО. Фальшивые полисы становятся бичом автострахования, но как с ними бороться, пока не придумано. Кроме того, страховщикам требуется на принципиально ином уровне выстраивать отношения с надзорными органами с прицелом на ослабление административного давления. Проще говоря, саморегулирование призвано спасти компаний от лишнего регулирования, дать компаниям больше свободы и, следовательно, добавить гибкости при принятии бизнес-решений. Если судить по практике ВСС, они для этого давно созрели.

Аудиторы: история с открытым финалом

Если в строительстве государство поправило вектор развития с учетом болезней роста, в страховании отпустило на волю зрелую отрасль, то в том, что касается аудиторской деятельности, можно говорить о включении механизма легких репрессий.

Министерство финансов РФ как орган-регулятор таки дожало аудиторов и провел в жизнь свое требование об увеличении минимальной численности СРО. Аудиторы исполнили указания ведомства и законодателей, но так и не получили ответа на вопрос, с какой же целью эти указания были придуманы. Отсутствие ответа объяснимо: Минфин в лице своего главы Антона Силуянова прямым текстом озвучил позицию, что на рынке должна остаться только одна СРО аудиторов. Так что состоявшееся укрупнение похоже на первую часть более широкой спецоперации. Опять же, с какой целью министерство добивается монополизации, можно только догадываться.

Самое интересное, что, не исключено, мечты Минфина сбудутся даже раньше, чем он предполагал: из-за кадрового скандала в СРО ААС  может получиться так, что она перестанет существовать, и тогда СРО РСА останется в полном одиночестве. Правда, вероятность развития событий в подобном ключе невысока: едва ли аудиторы не понимают, что единственная СРО-монополист, скорее всего, не будет склонна к внимательному выслушиванию их пожеланий и в принципе клиентоориентированному подходу. Ответ мы узнаем уже в следующем году.



вернуться к списку новостей

Комментарии (0)

    Оставить комментарий

    лента новостей

    Подписаться на рассылку

    Будьте всегда в курсе новостей саморегулирования и связанных с ним областей бизнеса. Узнавайте главное первыми!

    Пришлите свою новость Отправить новость